Формообразование в дизайне Советский дизайн Стиль в дизайне Строгановского художественно-промышленного училища Ленинградское высшее художественно-промышленное училище им. Мухиной.

Художественный авангард в Европе начала XX в.

Идея чистоты и отказа от орнаментов свои истоки берет в пуританизме калвинисткого голландского общества. Стремления группы "Де Стейл" содержали нечто протестанское. Теперь формальный аскетизм должен был транспортировать эстетическую программу модерна и исходя из этого служить идеям функциональности индустриального производства. Таким образом, встретились традиционно гражданский эпос с авангардной утопией.

Формообразование в дизайне должно ограничиться простыми постоянно повторяемыми базовыми элементами. Ритвельд в своей мебели осуществлял провозглашенные идеи "Де Стейл". Известным примером может служить красно-голубой стул, состоящий из простых деревянных брусков и двух плоскостей - сиденья и спинки, которые можно было также производить машинным путем. Отдельные конструктивные элементы подчеркнуты цветом. Стул соединяет формально-эстетические идеалы с функциональными и социальными требованиями массового производства. Он одновременно является продуктом потребления и произведением искусства, и, таким образом, отвечает авангардистским требованиям нового единства искусства и жизни. Мебель, которую впоследствии проектировал Ритвельд, сохраняла все прототипы, но подходила по форме, материалу для массового производства. Сегодня мебель, как и лампы Ритвельда, воспроизводятся как классика дизайна известной итальянской фирмой "Кассина".

Архитекторы группы "Де Стейл" продолжили принципы Мондриана в работе с трехмерным пространством. Так, проект Геррита Ритвельда дома Шредер в Утрехте (Нидерланды, 1924 г.), например, полностью упраздняет традиционные стены, заменив их рядом плоскостей, входящих друг в друга под прямым углом и опирающихся на металлические конструкции, раскрашенные в красный, желтый и синий цвета. Формально строгий изобразительный язык группы "Де Стейл" отражает острую потребность в порядке, которую испытывает мир, погрязший в хаосе.

Группа "Де Стейл", наряду с немецким "Баухаузом" и французской "Эспри-Нуво", стала основой развития нового западноевропейского искусства.

Георгиес Вантангерлоо. Напряженная конструкция, 1917-1918 гг.

Среди художников, представителей лирической абстракции в Ленинграде были :

Ю. Дышленко , который отличался от своих коллег по ленинградской школе Акимова яркостью и звучностью цветового пятна в своих работах. В его ранних произведениях можно найти тенденции и сюрреализма, и орфизма - он пытался создать "цветовую шкалу" идентичную нотной гамме(а такие поиски ведутся в искусстве на протяжении всего нашего столетия), соединив таким образом живопись и музыку. В середине 70-х он занялся разработкой "концепции масштабности", сообразно которой структура и жанр произведения зависят от размеров холста. Позже, после многочисленных поездок в США творчество Ю.Дышленко изменилось: работы этих лет называют "лирическим концептуализмом". Михаила Кулакова часто упоминают в числе московских живописцев, хотя он ученик Акимова и долгое время работал в Ленинграде. Он один из первых, кто стал последовательно разрабатывать манеру "экшн". Уже у Л. Крапивницкого намечались попытки создать "живопись действия", но Кулаков первый воплотил себя в этом жанре. Мастер свободного жеста, он трактует картину как событие: поверхность картин фактурно интенсивна. Жизнь художника является как бы частью его живописи – на холсте спонтанным и выразительным почерком "записаны" внутренние и внешние биопсихические процессы. "Жест Поллока - это восстание против канонов фигуративного искусства , но он не является результатом медитации."[1] Герой и жертва одного из первых общественных скандалов, связанных с внедрением абстрактного искусства в художественную практику, он эмигрировал и в настоящий момент активно работает в Риме, сохранив верность "живописи действия" в её европейском варианте - "информель".Вячеслав Михайлов в ранних своих произведениях  отталкивается от абстрактного сюрреализма. Позже влияния этих двух направлений были сведены к особой, фактурной живописи с использованием акрила, что придавало произведениям объем и экспрессивность.Владимир Кубасов мощно начинал как абстракционист. Сегодня он занимается фигуративной живописью с элементами абстракции, известной своей литературностью и аппеляцией к сюрреализму, яркими представителями которого были М. Исачев, М. Шемякин, Н. Любушкин и Ю. Галецкий.Валентин Афанасьев работая в русле экспрессионистической абстрактной живописи, синтезирует беспредметный образ и музыку, создавая собственную теорию цвето-музыки.В технике монопипии работал Анатолий Васильев, член "шемякинской" группы "Санкт-Петербург", как и многие другие участник выставки "Живопись, графика, объект" (1976г.) - первой официальной экспозиции абстрактного искусства в Ленинграде. А.Васильев, как и другой представитель "живописной метафизики", Олег Лягачев, активно использовал язык абстрактного искусства, работая на "зыбкой границе между пульсирующими фигуративными изображениями и абстракцией»

Он стоит в числе трех первых учеников Акимова наряду с Аликом Раппопорт и Олегом Целковым, являющимися признанными классиками нонконформизма.

"Зенит славы" Михнову при жизни так и не удалось испытать из-за крайней замкнутости и отчужденности, несколько персональных выставок, две из которых посмертные, стали итогом его почти сорокалетней уединенной творческой работы. По некоторым оценкам его работы балансируют на грани абстракции и сюрреализма: отвлеченные, беспредметные формы картин ничего не изображают, но образуемая ими атмосфера вызывает широкий круг ассоциаций. С другой стороны считается, что «…особая структура картин Михнова заключается в широко развитом, всеобъемлющем принципе "полисемантичности", составной частью которого является "вторичная фигуративность" - фактура в картинах Михнова многозначна. Отдельные участки, элементы картины могут читаться зрителем, как стекло или ткань - в зависимости от ассоциативно-смысловых связей.». 

 

В свое время этого живописца сравнивали, конечно же, с Поллоком, считая, что он в совершенстве «овладел методом работы Поллока, доведя его до виртуозности.»".  Но в картинах последнего великого мастера "лирической абстракции" Поллока живопись сводилась к предельно минимальным, формальным средствам: плоскости и краски на ней. Михнов начинает заново разрабатывать то, что было утеряно с экспериментами авангарда.

Коллективный опыт, накопленный за годы советской власти не мог не отразиться на внутренних установках художников и даже отгородившись от мира в своеобразной медитации, подобно Д.Лиону или E.Войтенко, или сжигая, «выбрасывая» себя людям, как это делал Зверев, художники пытались миновать Личное, понимая последнее как проход к чему-то Иному. Поздний К.Малевич во «Втором крестьянском цикле» и ренессансных портретах, возвращается к индивидуальности, не в силах перешагнуть через нее. Все его воззвания к творчеству как надличному состоянию были тщетными в его собственном излишне рассудочном искусстве. Больше теоретик, чем практик, К.Малевич призывая не к искусству, но к творчеству, но при этом умалял значение интуиции перед истиной. Послевоенное абстрактное искусство идет дальше и реабилитирует интуитивное не только как подсознательное, но и как внутреннее надличное видение. Будучи скованными со всех сторон, абстрактные художники обращаются исключительно к своему внутреннему миру, но не как к цитадели субъективизма, а как к пространству, вмещающему трансцендентный опыт человечества.

Голландская группа "Де Стейл". 17 октября 1917 г. выходит первый номер журнала. Здесь публикуют теории и манифесты, основоположники группы ван Дусбург, Мондриан и другие ведут на его страницах широкую пропаганду идей "Де Стейл" . Журнал, согласно теориям ван Дусбурга и Мондриана, способствовал развитию нового строго абстрактного стиля, основанного на исключительном использовании прямых линий в комбинации с белым, черным и другими первичными цветами.

Отдельные конструктивные элементы подчеркнуты цветом. Конструкция со сферой

Тео ван Дусбург (Кристиан Кюппер, ОоезЬигд, Тпео уап, 1883-1931 гг.) Портрет женщины

Бытовой жанр «Малых голландцев». Малые голландцы - условное название, под которым подразумевают большинство голландских художников 17 в., писавших небольшие, тщательно отделанные картины (П. де Хох, Я. ван Гойен, Я. и С. ван Рёйсдал, Э. де Витте, П. Клас, В. Хеда, В. Калф, Г. Терборх, Г. Метсю, А. ван Остаде, Я. Стен, А. Кёйп и др.).

Ель Лисицкий Постановка для выставки искусств. в Берлине, 1923 г. Геррит Ритвельд. Стул-зигзаг, 1934 г.

На главную