Математика Графика Дизайн История Кибернетика На главную

Теоретическая кибернетика

Основные виды моделирования систем

Для реальных ОУ положение несколько сложнее. Как правило, решения, принимаемые в некоторый момент времени, оказываются лишь частью общего многошагового решения (программы управляющих воздействий во времени). Например, передавая команду на борт самолета, авиадиспетчер передает туда же целую последовательность команд, конкретный вид которых зависит и от той команды, которую он выбрал вначале, и действий, совершенных после этого экипажем самолета. А это значит, что для выбора управления на данном шаге нужно уметь не только классифицировать текущую ситуацию, но и прогнозировать результаты принятого в данной ситуации решения. Решением этой задачи в системах ситуационного управления занимается “Имитатор”. С его помощью определяется прогноз последствий принимаемых решений и выбор на основе этого прогноза наилучшего решения. Общая структура системы ситуационного управления показана на рис. 1.3. Теплопроводность газов Рассмотрим газ, в котором каким-то способом поддерживается непостоянство температуры вдоль направления, которое мы обозначим буквой x.

 

 


Текущая ситуация Управляющее воздействие

Рис.1.3. Структура системы ситуационного управления

Данные о текущей ситуации поступают в “Анализатор”. Задача его –обнаружить среди ситуаций, в которых находится ОУ, те, которые требуют вмешательства в протекающие на объекте процессы. Когда такая критическая ситуация возникает, то “Анализатор” передает ее описание в “Классификатор”. В этой системе проверяется принадлежность текущей ситуации к какому-либо найденному ранее классу (описание классов ситуаций вместе с соответствующими им решениями хранятся в базе знаний). Если такой класс ситуаций удалось найти, то информация об этом передается в “Решатель”, который и формирует нужные управляющие воздействия на ОУ.

Если же “Классификатор” обнаружит, что для текущей ситуации нет готового проверенного решения, то сообщение об этом поступает в “Решатель” (пунктирная стрелка на рис.1.3.). “Решатель” пытается подобрать приемлемое решение в новой для него ситуации. Для этого он использует специальные методы рассуждений (моделирование рассуждений) и проверяет возможность решения с помощью “Имитатора”. “Имитатор” хранит в памяти описания ОУ и процессов, протекающих в нем, что позволяет ему просматривать влияние выбранного решения на несколько шагов вперед. Если прогноз оказывается удачным, то “Решатель” принимает соответствующее решение и выдает управляющее воздействие на ОУ.

Чтобы оценить результаты принимаемых решений, необходимо иметь какую-то обратную информацию от ОУ. Эта информация содержится в тех ситуациях, которые возникли на ОУ после принятия решения. Анализ этих последствий происходит в “Анализаторе”, где временно хранится описание ситуации, для которой было принято последнее решение. Если решение оказалось удачным, то оно заносится в “Классификатор”, а после его обобщения с тем классом ситуаций, для которого характерно то же решение, вся информация поступает в базу знаний.


Машиностроительное черчение, математика. Примеры решений контрольных и курсовых заданий