История искусства. Эпоха Возраждения

Электротехника
Курсовая работа
Расчёт трёхфазных электрических цепей
Лабораторные по электронике
Полупроводниковые диоды
Полевые транзисторы
Полупроводниковые выпрямители
Фотоэлектрические преобразователи
Сглаживающие фильтры
Градуировка термоэлемента
Электронная лампа
Изучение кенотронного выпрямителя
Изучение цепи переменного тока
Сегнетоэлектрики
Диэлектрики в электрическом поле
Работа и мощность тока
Строительная механика
Расчёт стержневых конструкций
Расчет распорных систем
Интеграл Мора
Уравнение трех моментов
Основы динамики стержневых систем
Неразрезные балки
Матричный алгоритм расчета
неразрезной балки
Машиностроительное черчение
Задание топографической поверхности
Чертежи земельных работ
Построить проекции прямого геликоида
Построить чертеж крышки
Выполнение сборочного чертежа
Балочные системы
Основные понятия кинематики
Сопротивление материалов
Сопротивление усталости
Геометрическое черчение
Проекционное черчение
Изучение резьбовых соединений
Соединение деталей
Эскизы и рабочие чертежи деталей
Чтение и детелирование сборочного чертежа
Сборочный чертеж изделия
Графический редактор КОМПАС
Соединение деталей клейкой или пайкой
Атомная энергетика
Действующие реакторные технологии
Водо-водянной реактор
 Гомогенный реактор с отражателем
Основы физики ядерных реакторов
Воспроизводство ядерного топлива
Курсовой проект
Действии радиации на человека
Ядерные взрывы
Ядерные реакторы
Основные технические характеристики РБМК
Реакторы водо-водяного типа
Ядерный реактор БН-600
Реактор БОР-60
Безопасный быстрый реактор РБЕЦ
Энергетическая установка ГТ-МГР

История искусства

Леонардо да Винчи
Микеланджело
Рафаэль
Брунеллески
Доменико Бенециано
Джованни Беллини
Тициан
Эль Греко
Северное Возрождение
Барокко в Италии и Испании
Эпоха Версаля
Королевская Академия
Пьер-Поль Пюже
Живопись в Испании

 

Высокое возраждение в Италии Этот культ гениальности оказал глубокое воздействие на художников Высокого Возрождения. Он способствовал появлению у них грандиозных творческих замыслов, вызывая у исполненных благоговения меценатов желание оказывать поддержку. «Тайная вечеря». Несмотря на необычность трактовки сюжета, картина «Мадонна в скалах» все еще связана по своему замыслу с искусством Раннего Возрождения. Написанная же почти спустя десятилетие «Тайная вечеря» Леонардо сразу же была признана первым классическим произведением, утверждающим идеалы Высокого Возрождения. Леонардо да Винчи. Мона Лиза («Джоконда»). 1503—1505 г. Дерево, масло. Лувр, Париж Современные Леонардо источники указывают на то, что он пользовался уважением и как архитектор

Собор Св. Петра. Почти все великие свершения, прославившие Рим в первой четверти XVI века как центр итальянского искусства, приходятся на 1503—1513 годы — время, когда папский престол занимал Юлий П. Представление о гениальности как о божественном вдохновении, о сверхчеловеческой способности, дарованной нескольким избранным личностям и через них себя проявляющей, наиболее полно иллюстрируется жизнью и творчеством Микеланджело (1475—1564). Интерьер Сикстинской капеллы с росписью плафона, выполненной Микеланджело. Ватикан, Рим Сотворение Адама. Фреска плафона Сикстинской капеллы. 1508—1512 г. «Страшный суд». Когда в 1534 году, спустя более 20 лет, Микеланджело возобновил работу над росписью Сикстинской капеллы, западный мир переживал глубокий духовный и политический кризис периода Реформации Гробница Джулиано Медичи

Если Микеланджело являл собой пример гения- одиночки, то Рафаэль (1483—1520) относился к совершенно противоположному типу художников: он был открыт миру. Гений Рафаэля обладал необыкновенной способностью к синтезу, что позволило ему, объединив достижения Леонардо и Микеланджело, создать искусство, проникнутое одновременно лиризмом и драматизмом, поражающее богатством использованных живописных средств и скульптурной моделировкой форм Различие между искусством Раннего и Высокого Возрождения, столь ярко проявившееся во Флоренции и Риме, было менее явным в работах венецианских художников. Джорджоне, первый венецианский живописец нового XVI столетия, только в последние годы своего короткого жизненного пути сумел выйти из-под влияния искусства Джованни Беллини. Тициановское полотно «Вакханалия», написанное около 1518 года (илл. 240), является откровенно языческим по духу и было вдохновлено встреченным у античного автора описанием подобного празднества. Супрематизм К. Малевича История абстрактного искусства

Брунеллески. Хотя Донателло, безусловно, был величайшим и самым дерзновенным мастером своего времени, он не один выступал реформатором скульптуры эпохи Раннего Возрождения. Что же касается нового направления в итальянской архитектуре, то оно обязано своим появлением одному единственному человеку — Филиппо Брунеллески Церковь Сан-Лоренцо во Флоренции. 1469 г. 211. План церкви Сан-Лоренцо После смерти Брунеллески в 1446 году на передний план выдвинулся Леон Баттиста Альберти (1404—1472), который, подобно своему предшественнику, довольно-таки поздно обратился к архитектуре на практике Джулиано да Сангалло. Церковь Санта-Мария делле Карчери в Прато Флоренция Мазаччо. Живопись Раннего Возрождения появилась только в начале 1420-х годов — через десятилетие после создания «Св. Георгия» Донателло и почти через шесть лет после того, как Брунеллески завершил первый проект для церкви Сан-Лоренцо

Архитектурный фон свидетельствует о том, что Мазаччо хорошо овладел сформулированными Брунеллески принципами нового зодчества и теорией научной перспективы Доменико Бенециано. Мазаччо умер слишком молодым (ему было всего лишь 27 лет) и не успел создать своей «школы», а стиль его письма казался слишком смелым, чтобы его могли немедленно подхватить современники. Работы этих художников, выполненные в основном в традиции интернациональной готики, лишь только несут на себе отпечаток влияния Мазаччо. В 1439 году во Флоренцию переезжает из Венеции талантливый художник Доменико Венециано Подобно Мазаччо, Доменико в своих работах придавал огромное значение цвету, и эта картина в равной степени замечательна и по колориту, и по композиции. После 1450 года флорентийский стиль стал развиваться в другом направлении. Об этом свидетельствует замечательная работа «Давид» (илл. 218), выполненная Андреа дель Кастаньо

Неоплатонизм. В «Рождении Венеры» впервые со времен античности богиня изображена обнаженной, и ее поза напоминает классические статуи Венеры. Философия неоплатонизма и ее проявления в искусстве были, по-видимому, слишком сложны, чтобы получить распространение за пределами узкого круга ее высокообразованных приверженцев. Гирландайо. Пьеро ди Козимо был не единственным флорентийским живописцем, кто попал под влияние реализма нидерландских художников. К ним также относился Доменико Гирландайо (1449—1494), еще один современник Боттичелли.

Северная Италия Мантенья. В 1420-х годах флорентийские мастера начинают распространять принципы искусства Раннего Возрождения в городах Северной Италии — Венеции и Падуе. Но это встречало слабый отклик у местных художников, пока около 1450 года в их среде не появился молодой Андреа Мантенья (1431—1506) Джованни Беллини. Экстаз Св. Франциска. Ок. 1485 г. Дерево, масло, темпера 141,9 см. Коллекция Фрика, Нью-Йорк (копирайт) Перуджино. Рим, в котором долгое время не проявлялось никакого интереса к искусству, пока папская резиденция вынужденно находилась в Авиньоне, снова превратился в крупный центр меценатства.

Тициан. Коронование терновым венцом. Ок. 1570 г. Холст, масло. 183 см. Старая пинакотека, Мюнхен

Маньеризм и другие художественные направления Россо Фьорентино. Снятие с креста. 1521 г. Панно. Коммунальная пинакотека Пармиджанино. Начальный этап маньеризма, представленный творчеством Росси Фьорентито, вскоре сменился другим, на котором антиклассическая направленность и преобладание субъективных эмоций уже не столь очевидны, хотя здесь по- прежнему нет и следа гармоничной уравновешенности Высокого Возрождения. Бронзино. Изысканные произведения итальянских маньеристов были ориентированы на зрителя с развитым и даже изощренным вкусом, и главными их поклонниками и ценителями стали представители высшей знати — среди них великий герцог Тосканский и король Франции,— благодаря чему маньеризм очень скоро распространился по всей Европе.

Эль Греко. Последний — и ныне самый знаменитый среди маньеристов — художник Доменико Теотокопули (1541—1614), прозванный Эль Греко, также некоторое время был представителем венецианской школы Самая впечатляющая по размерам и по силе воздействия из всех значительных работ Эль Греко и единственная созданная им не для частного храма — это «Погребение графа Оргаса» Реализм Несмотря на то, что маньеризм получил распространение в Венеции и других городах Италии, только во Флоренции и Риме ему удалось занять главенствующее положение. Североитальянский романтизм достиг подлинно праздничного великолепия в творчестве Паоло Веронезе (1528—1588). Трибунал посчитал, что на картине Веронезе изображается Тайная Вечеря, но из свидетельства художника невозможно понять, была ли то «Тайная Вечеря» или же «Пир в доме Симона Фарисея». Третье течение, которое возникло в Северной Италии около 1520 года, получило название «протобарокко» — как из-за того, что не нашлось более подходящего термина, так и потому, что в этом течении уже заложены многие черты стиля барокко.

Итальянским скульпторам второй половины XVI века не удалось встать вровень с достижениями живописцев. Возможно, гигантская личность Микеланджело заслонила собой новые таланты в этом виде искусства, не дав им развиться, но более веской причиной нам представляется нежелание браться за разрешение новых масштабных пластических задач. Джованни Болонья. Похищение сабинянок. Закончена в 1583 г. Мрамор. Лоджия деи Ланци, Флоренция Термин «маньеризм» был использован впервые для характеристики живописи этого периода. Нам не составило особого труда применить его и к скульптуре. Наглядным примером классицизма Палладио может служить один из его архитектурных шедевров — вилла Ротонда Виньоле и Делла Порта. Когда дело дошло до проектирования церковной архитектуры, то здесь успехи Палладио оказались менее впечатляющими. Из-за приверженности к античным ордерам ему не удавалось найти удачное решение базилики с классическим фасадом, хотя он был несомненно знаком с компромиссным вариантом церкви Альберти в Сант-Андреа

Северное Возрождение Большинство художников XV столетия, живших к северу от Альп, осталось равнодушным к итальянским формам и идеям. Слава пришла к Грюневальду, как и к Эль Греко, фактически только в XX веке. Его главное произведение — Изенгеймский алтарь — представляет собой нечто уникальное в северном искусстве своего времени: оно поражает нас своей величественностью, чем-то напоминая плафон Сикстинской капеллы. Матиас Грюневальд. Распятие. Часть Изенгеймского алтаря (вид при закрытых створках). Ок. 1515 г. Дерево, масло. Музей Унтерлинден, Кольмар, Франция Благовещение, Концерт ангелов для Мадонны и Младенца-Христа. Часть Изенгеймского алтаря (вид при открытых створках). Ок. 1510—1515 к. Дерево, масло, Нравоучительный характер искусства Дюрера, может быть, нагляднее всего продемонстрировать на примере гравюры «Рыцарь, смерть и дьявол» — одного из лучших произведений мастера в этой технике

Кранах Старший. Надежда Дюрера на возникновение монументального искусства, воплощающего протестантскую веру, осталась неосуществленной. Другие немецкие художники также пытались воплотить лютеровское учение в зримых образах, но и им не удалось создать устойчивой традиции. Столь же далека от классического идеала, но гораздо более выразительна «Битва при Иссе» Альбрехта Альтдорфера (ок. 1480— 1538) — баварского художника, который был младшим сверстником Кранаха Стилистика этих двух художников, лишенная монументальности и тяготеющая к детализации, стала образцом для подражания менее значительных мастеров.

В XVI веке самую бурную и болезненную эпоху среди всех стран, расположенных к северу от Альп, пережили Нидерланды. Для Питера Брейгеля Старшего (1525/30—1569) — единственного гения среди нидерландских художников — характерно обращение к пейзажу, крестьянской жизни и моралистическому аллегоризму. Для усвоения итальянских форм архитектором и скульпторам северных стран потребовалось больше времени, чем живописцам. Франции, теснее других стран связанной с Италией (вспомним, что в 1499 году Франция завоевала Милан), первой удалось добиться создания целостного ренессансного стиля. Франческо Приматиччо и Жермен Пилон. Гробница Генриха II и Екатерины Медичи. 1563—1570 г. Аббатская церковь Сен-Дени в Париже

Барокко в Италии и Испании Что такое «барокко»? Как и «маньеризм», сам термин первоначально был создан с целью дискредитации определяемого им стиля — он означал «неправильный, искаженный, гротескный». С аналогичными трудностями сталкиваемся мы и тогда, когда пытаемся соотнести искусство барокко с наукой и философией этой эпохи.

Караваджо. Наиболее заметным среди этих североитальянских художников был гениальный живописец Микеланджело Меризи (1571—1610), которого прозвали Караваджо по названию места его рождения близ Милана. В живописи Караваджо присутствует то, что можно назвать «любительским христианством»,— христианством, которого не коснулись теологические догмы и которое нравилось протестантам не меньше, чем католикам. Консервативные вкусы простых итальянцев удовлетворялись менее радикальными и менее одаренными художниками, чем Караваджо. Их кумиром стал другой живописец, приехавший в Рим — Аннибале Карраччи Наиболее впечатляющее среди произведений такого рода — выполненная Пьетро да Кортона (1596—1669) роспись плафона в большом зале палаццо Барберини в Риме Гвидо Рени. Плафон, фреска. 1613 г. Казино Роспильози, Рим

Архитектура и скульптура в Италии По существу, Бернини, которого отличало страстное увлечение театром, лучше всего проявил себя в тех случаях, когда он прибегал к сочетанию архитектуры, скульптуры и живописи. Мы можем вспомнить, что «Погребение графа Оргаса» и окружение произведения также образуют целое, состоящее из трех уровней реальности Борромини. Как личность Бернини представлял собой тип, который нам встретился впервые среди художников Раннего Возрождения — самоуверенного, экспансивного вполне мирского человека. Его основной с.оперник в архитектуре — Франческо Борромини Гварини. Богатству новых идей, предложенных Борромини, было суждено найти себе применение не в Риме, а в Турине, столице Савойи, которая стала центром итальянской барочной архитектуры конца XVII века.

Живопись в Испании В XVI веке, когда Испания находилась в расцвете политического и экономического могущества, там появились выдающиеся святые и писатели, однако не было первоклассных художников. В конце 1620-х годов, став придворным художником, Веласкес поселился в Мадриде, где в основном писал портреты членов королевской семьи В 1581 году шесть северных провинций Нидерландов, под руководством Вильяма Молчаливого из Нассау, объявили о своей независимости от Испании, победно завершив восстание против католицизма, начатое полвека назад, вопреки всем усилиям Филиппа II свести местную власть до минимума

Барокко во Фландрии и Голландии В жизни Рубенс воплощал барочный идеал виртуоза, сосредоточенного на внешней стороне вещей, для которого весь мир был сценой. Петер Пауль Рубенс. Прибытие королевы Франции Марии Медичи в Марсель. Ван Дейк. Помимо Рубенса, международного признания добился еще один фламандский живописец эпохи барокко. Настоящий вундеркинд, Антонис ван Дейк (1599—1641) был уникальным явпением среди художников. Якоб Иордане. Воспитание Юпитера. Ок. 1630-1635 г. Лувр, Париж Франс Хальс. Регентши богадельни в Харлеме. 1664 г. Холст, масло. Музей Франса Хальса, Харлем Рембрандт. Ночной дозор (Рота капитана Франса Боннинга Кока). 1642 г. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам Рембрандт был тогда страстным коллекционером ближневосточных бытовых предметов, которые он использовал в своих картинах для придания им убедительности. Пейзаж и натюрморт в живописи Натюрморт, как предполагается, должен прежде всего доставлять радость нашим чувствам, но даже в этом жанре может присутствовать нотка меланхолии. Ян Вермер. Любовное письмо. Ок. 1669—1670 г. Холст, масло. Рейксмюсеум, Амстердам Жанровая живопись

Барокко во Франции: эпоха Версаля

Де Латур. На многих из этих французских живописцев повлиял Караваджо, хотя не совсем ясно, каким образом они усваивали его стиль. Это были в основном незначительные художники, работавшие в провинции, но некоторым из них удалось обрести вполне самостоятельную манеру. Самый изящный среди них — Жорж де Латур Никола Пуссен. Рождение Вакха. Ок.1657 г. Холст, масло. Художественный музей Фогга, Художественные музеи Гарвардского университета, Кембридж В соответствии с этими теоретическими взгля дами писал Пуссен и «идеальные пейзажи», причем добиваясь весьма впечатляющих результатов, так как эти пейзажи были отмечены сдержанной красотой и осмысленным покоем. В раннем возрасте Симон Вуз (1590—1649) тоже жил в Риме, где возглавлял кружок французских караваджистов

Королевская Академия Лувр. Барочный классицизм как официальный королевский стиль распространился и на архитектуру. О том, что выбор был сделан осознанно, нам известно из истории завершения Лувра — первого огромного проекта, осуществленного под руководством Кольбера. Хотя барочный стиль и не получил официального признания, его черты присутствуют и в интерьере дворца. Такое разностилье соответствовало вкусам самого короля. Теория архитектуры и монументальность экстерьеров интересовали Людовика XIV в меньшей степени, чем пышность интерьеров и их удобство для него и его двора Ардуэн-Монсар, Лебрен, Куазевокс. Салон Войны в Версальском дворце. Начат в 1678 г. Куазевокс подошел к барокко настолько близко, насколько позволял Лебрен. Пьер-Поль Пюже (1620—1694) — наиболее талантливый и самый барочный из французских скульпторов XVII столетия — не пользовался успехом при дворе до смерти Кольбера, после которой влияние Лебрена пошло на убыль.

На главную